Программа лояльности (ПЛ) – один из инструментов маркетинга, который нацелен на повышение лояльности клиентов путем вознаграждения за регулярное и стабильное взаимодействие с компанией.
ChatGPT: “ПЛ начали набирать популярность в 1990-е годы в ритейле и банковском отрасли, хотя первые ПЛ появлялись еще в середине двадцатого века в таких крупных компаниях, как American Airlines и Hilton. В России компании начали активно внедрять ПЛ в начале 2000-х годов. Среди первых ПЛ можно упомянуть программу «Спасибо» от Сбербанка, запущенную еще в 1998 году”.
Существуют разные виды ПЛ, такие как система накопления бонусов, программы скидок, программы персональных предложений и представление специальных привилегий лояльным покупателям.
ChatGPT: “Статистика о распространенности различных видов ПЛ различается в зависимости от отрасли и рынка. Однако исследования показывают, что наиболее популярными являются накопительные программы. Например, исследование предпочтений потребителей в 56 странах Global Loyalty Sentiment Report компании Nielsen показало, что 68% респондентов выбрали накопительные программы как наиболее привлекательный тип программ лояльности”.
Для того, чтобы еще глубже мотивировать клиентов повысить свою лояльность, ПЛ может состоять из нескольких уровней. Клиенты, как правило, переходят на новый уровень в зависимости от суммы покупок за определенный период времени, от частоты покупок или от сочетания этих двух условий. Чем выше уровень, тем выше вознаграждение и бонусы для клиента.
ChatGPT: “Множество исследований показывает, что внедрение ПЛ может привести к увеличению прибыли компании. Например, исследование Deloitte показало, что клиенты, которые участвуют в программе лояльности, тратят в среднем на 27% больше, чем те, которые не участвуют. Более того, отчет компании Colloquy показал, что компании, которые инвестируют в программы лояльности, имеют средний рост доходов на 5-10%”.
Мы, команда GlowByte, хотим рассказать, как подходили к задаче проектирования уровневой программы лояльности в сети ресторанов ROSTIC’S.
Предыстория
Когда возникла задача определения порогов уровней ПЛ ROSTIC’S, в ресторанах сети в 55 городах России уже действовала одноуровневая ПЛ с кешбэком 1% для всех клиентов (подробно об этом проекте – тут). Сеть хотела мотивировать большую часть клиентов, поэтому решила добавить уровни в ПЛ с повышенным кешбэком. Подход, который был разработан для решения задачи, подразумевает выбор периода действия уровня у клиента и ограничений по порогам, анализ имеющихся данных о клиентах для оценки эффективности различных сочетаний уровней ПЛ и выбор оптимального сочетания уровней.
Концепция многоуровневой программы лояльности
На первом шаге предстояло выбрать параметр, на который будет накладываться условие для достижения следующего уровня ПЛ. Изначально рассматривались три основных параметра: частота покупок, средний чек, траты за период и их комбинации. Идея выбрать частоту покупок отпала, так как в сетях быстрого питания есть довольного много дешевых блюд, частая покупка которых, на наш взгляд, не олицетворяет приверженность бренду. Прочие параметры, такие как средний чек, а также комбинации параметров, впоследствии отпали, так как могли восприниматься клиентами слишком сложно. Таким образом, остановились на параметре “сумма трат за определенный период”.
На втором шаге мы выбрали отчетный период, в течение которого будет действовать уровень ПЛ у клиента. Так как период в 1 год больше подходит другим видам товаров (например, одежда и электроника), а за более короткий период большинство клиентов не успевают сделать больше одного заказа в приложении сети, мы остановились на периоде в 1 квартал.
На третьем шаге мы определили основную архитектуру уровневой ПЛ: максимальный уровень вознаграждения, количество промежуточных уровней. В данном случае для старта работы с данными мы сделали это опираясь на common sense и экспертизу – нам нужны были некие стартовые условия для расчета аналитики на данных. Впоследствии, получив первые расчеты, архитектура уровневой ПЛ была еще несколько раз изменена.
Проверка подхода на данных
После принятия решения о том, что уровень ПЛ действует один квартал, мы собрали когорту клиентов, которые сделали хотя бы одну покупку за выбранный квартал, и поделили пользователей на разные бакеты (группы по тратам) за выбранный период.